Автоматизация административной
и финансово-хозяйственной деятельности учреждений

Итоги конференции «Библиотека в цифровую эпоху»

14.07.2020

17 июня 2020 года состоялась первая онлайн конференция «БИБЛИОТЕКА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ». Мероприятие вызвало огромный интерес среди библиотекарей и специалистов системы образования, которые вовлечены в процессы цифровых изменений в образовании страны. Представители 72 регионов собрались, чтобы обсудить вопросы, связанные с проблемами и реализацией подходов по цифровой трансформации библиотечного делопроизводства.

Переход к информационному обществу и увеличение роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности требует от школьных библиотек преобразований во всех направлениях своей работы. О такой необходимости и говорится в Федеральной программе развития образования, ФГОС, где отводится особое внимание воспитанию и формированию будущих успешных, активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Одной из новых инфраструктур в образовательной организации, которая будет способна обеспечить современные условия для обновления учебного процесса в условиях реализации ФГОС, готова стать школьная библиотека при реорганизации её в библиотечный информационный центр.

В целях актуализации информации и оказания информационно - методической поддержки библиотечным специалистам в рамках реализации Концепции развития школьных информационно - библиотечных центров, 15 спикеров из 10 регионов России в своих выступлениях затронули вопросы функции современных библиотек, проблемы и перспективы развития школьных библиотек, поделились опытом организации ШБИЦ в условиях внедрения ФГОС.

В рамках конференции прошли четыре образовательных трека.

Создание сети информационно-библиотечных центров

В рамках первого образовательного трека Жукова Татьяна Дмитриевна (президент ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), вице-президент «ЛИГИ ОБРАЗОВАНИЯ», член правления российской библиотечной ассоциации, эксперт государственной думы РФ, к.п.н.) предложила к обсуждению тему: «Трансформация школьных библиотек в цифровую эпоху». В рамках своего выступления Татьяна Дмитриевна рассказала об опыте коллег по всему миру, представила ряд методический материалов, которые помогут библиотекарям преобразовать свои подразделения в современное пространство для детей.

Участники конференции отметили, что есть острая необходимость и потребность в предоставлении нормативных документов, опыта и дополнительном финансировании библиотек особенно для покупки художественной литературы.

Данилова Екатерина Анатольевна (педагог-библиотекарь МБОУ Лицей № 130 имени академика М. А. Лаврентьева г. Новосибирск) представила опыт реализации проекта как из обычной школьной библиотеки, не увеличивая площади, имея желание, сплоченную команду сделать информационно-библиотечный центр.

Процесс модернизации школьной библиотеки в ШИБЦ был продемонстрирован на примере докладов Макаровой Анны Васильевна (заведующей библиотекой  МБОУ  СОШ №64 г. Иркутска), Рожновой Маргариты Анатольевны (педагога-библиотекаря МБОУ СОШ №13 г. Бердска Новосибирской области) и Климатиной Елены Васильевны (учителя информатики МБОУ СОШ С УИОП №52 г. Кирова).

Участники конференции сошлись во мнении, что информационно-библиотечный центр занимает центральное место в организации образовательного процесса.  Он решает образовательные, воспитательные, информационные и развивающие задачи.

Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 г. N 715) - представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. На сегодняшний день каждый субъект Российской Федерации утвердил дорожные карты по развитию школьных информационно-библиотечных центров и одним из пунктов является - мониторинг реализации. В контексте обеспечения выполнения требований федеральных нормативных актов в сфере образования, учитывая необходимость повышения качества оказания услуг предлагает региональным (муниципальным) органам исполнительной власти (местного самоуправления) в сфере образования Виноградовой Мариной Игоревной (руководителем проекта по автоматизации библиотечного делопроизводства ООО ЦИТ «Аверс») был представлен отечественный инновационный программный продукт: информационно-аналитическая система «Аверс: Мониторинг библиотек»  - как единая региональная цифровая платформа для проведения мониторинга показателей качества и эффективности функционирования школьных информационно-библиотечных центров.

Автоматизация библиотечного делопроизводства в сфере образования

Определяющую роль в информационно-ресурсном обеспечении современного информационно-библиотечного центра будет играть Интернет как источник и средство совместного создания информационного контента, комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам. Для реализации ФГОС функции информационно-библиотечного центра должны быть обеспечены современными средствами работы с информацией –программами и доступом к сети Интернет.

Участники второго образовательного трека поделились опытом автоматизации своего повседневного труда с использованием современного программного продукта «Аверс: Библиотека» и отметили, что внедрение системы позволит на уровне образовательного учреждения в кратчайшие сроки создать современную цифровую среду управления информационно-библиотечным центром учреждения; провести инвентаризацию библиотечных фондов; объективно оценить реальные потребности учреждения в учебной литературе (по номенклатуре учебников и в количественном выражении) для качественного обеспечения образовательного процесса; в полном объеме перейти на электронный документооборот.

Чернышова Ольга Леонидовна (заместитель директора МКОУ ДПО «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова) отметила положительные результаты от уже внедренных в Кировской области информационных технологий.  

Библиотеке необходимо предоставить инфраструктуру для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, так как общество меняется, возрастает роль информационных технологий во всех сферах деятельности. Именно так стремиться организовать свою работу Санникова Надежда Михайловна (педагог-библиотекарь Гимназии им. А Грина г. Киров).

Живой интерес вызвало выступление Цветковой Яны Викторовны (МБОУ Ново-Харитоновская СОШ № 10 С УИОП Раменский район Московской области), в котором она рассказала о работе с программным обеспечением и его внедрении в своей библиотеке.

В настоящее время библиотеки для молодежи повсеместно – практически единственные специализированные доступные бесплатные учреждения культуры для обучающихся системы среднего профессионального образования, их родителей. Это уникальный социальный институт, необходимый как отдельному индивидууму, так и обществу в целом. Библиотечное обслуживание детей в ряде случаев из специализированного и приоритетного становится рядовой задачей библиотек для взрослых. Платонова Анна Александровна (заведующий библиотекой ГБПОУ МО «Аграрно-технологический техникум «Дубна») поделилась опытом автоматизация библиотек образовательного учреждения СПО.

Как мотивировать руководителя образовательного учреждения начать автоматизацию библиотеки, рассказала Каменская Лариса Гумаршевна (МАОУ «Лицей № 67 г. Челябинск»).

Удаленная работа библиотекаря в период самоизоляции

В связи с карантином многие библиотеки перешли на дистанционное обслуживание. Сейчас эта тема актуальна, считаем и в дальнейшем в век информационных технологий дистанционное библиотечное обслуживание станет нормой. Многие библиотеки уже успешно применяют такую форму обслуживания, однако пока она не получила широкого распространения. К тому же для этого не созданы нормативная, методическая и правовая базы.

Библиотекари могут работать, как на дому, так и в библиотеке. Работы в библиотеках много, сейчас многие библиотеки занимаются штрихкодированием, формированием электронных каталогов, дистанционных выставок. Карантин — самое время для такой работы. Но чтобы читатели не забывали про библиотеку, мы можем работать с ними удаленно.

Как именно могут работать библиотеки в удаленном режиме рассказала Тоцкая Наталья Викторовна (заведующий библиотекой МАОУ ЛИЦЕЙ №48 г. Краснодар). Функционал работы школьной библиотеки с точки зрения библиотечных уроков, мероприятий, визуализации, оформления, зонирования пространства, информации, интернет-сетей представила Игнатьева Татьяна Сергеевна (заведующий библиотекой МБОУ «Школа № 60» г. Нижний Новгород).

Новые информационные технологии в библиотечном деле

В ходе работы четвертого образовательного трека Володченко Наталья Валентиновна (заведующий информационно-библиотечным центром ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования) рассказала о популяризации деятельности школьных информационно-библиотечных центров через конкурсное движение, данное направление включено в дорожную карту Концепции развития ШИБЦ.

В своем выступлении Эриванцева Наталия Юрьевна (педагог - библиотекарь из МАОУ «Гимназии №115» города Уфы Республики Башкортостан) рассказала о необходимости новых, эффективных формах работы.  На примере своего опыта продемонстрировала, какие электронные ресурсы применяет в своей работе и о реализованном проекте «Библиотека без границ». Суть проекта -  размещение мобильной библиотеки с использованием QR- кодов в коридоре гимназии для сопровождения качественно нового уровня информационно - библиотечного обслуживания, учебно- воспитательного процесса на основе новых информационных технологий с учетом ФГОС.

Последним выступлением в данном образовательном треке был доклад куратора библиотек Шишкиной Татьяны Федоровны. В ноябре 2019 года по инициативе директора Соловьевой Марины Анатольевны библиотека в школе № 1529 им. А.С. Грибоедова г. Москва была преобразована в многофункциональный информационно-библиотечный центр. Проект получил название «Территория просвещения». Над концепцией проекта приняли участие специалисты Центра разработки образовательных систем «Умная школа» (разработчики образовательной системы для Образовательного комплекса «Точка будущего»  г. Иркутск) и ведущий дизайнер библиотек в России – Надежда Карпова.  Данное выступление особо отметили все участники конференции, наглядно увидев, как может быть модернизирована библиотека в современной школе.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что общение участников мероприятия еще долго продолжалось в чате конференции. Обсуждение выступлений, предложение своих способов решения проблем  привело к постановке новых вопросов, которые мы с удовольствием поднимем и обсудим в ходе следующей онлайн-конференции. Следите за новостями!

Если Вы хотите более подробно познакомиться с выступлениями спикеров, присылайте свои заявки на электронную почту: avers@iicavers.ru или vinogradova@iicavers.ru

Помимо этого, на Интернет ресурсе: ( http://www.citavers.ru/biblioteka.html ) Вы можете получить детальную информацию о возможностях ИАС «Аверс: Библиотека», предоставляемых различным категориям пользователей на уровне учреждения, муниципалитета, региона; требованиях, предъявляемым к условиям функционирования;  познакомиться с учебно-методическими комплексами по внедрению и эксплуатации программного продукта; опытом практического применения в работе образовательных учреждений; задать и получить ответы на интересующие Вас вопросы и главное - сделать заказ на приобретение программного продукта.

 

 

«Вернуться к списку новостей

Рассылка новостей